Вадим Курылёв отвечает на вопросы калининградского журналиста. Весна 2009
Ответы на вопросы калининградского журналиста Петра Старцева в преддверии майского концерта в Калининграде
- В Калининграде Вы выступаете один? Почему?
Сейчас у меня такой период - акустический. Осенью 2008 года вышел мой сольный альбом "Тонкая Игра", в который вошли лучшие песни разных лет в акустических версиях. С "Электрическими Партизанами" мы готовимся к возобновлению концертов ближайшей осенью, скоро выйдет наш новый альбом "Дзен-Анархия".
- В составе "ДДТ" Вы уже бывали в наших краях, не так ли?
Помню концерт, это было, скорее всего, в 91 году вскоре после путча. Потом мы еще были в Калининграде с акустической программой в середине 90-х.
- Каким запомнился наш город и окрестности в прошлые приезды?
Красивым и чистым.
- За что зацепилось ваше внимание здесь в 90-х?
Помню, один из участников ДДТ пил в номере гостиницы с кем-то из местных друзей. На память сфотографировались, в кадр попал выключенный(!) телевизор. Дома, разглядывая фото, он обнаружил на темном экране телевизора незаметное на первый взгляд изображение мужского лица со злобным взглядом. Я сам видел эту фотографию. Это был кенигсбергский фантом, растревоженный их круглосуточным пьянством. Ваш город полон призраков. Как, впрочем, и наш…
- Питерский писатель и журналист Илья Стогов говорил: прежде, чем выступить в каком-то месте, нужно узнать о нем побольше. Город, куда ты приехал, как он говорил, должен быть собеседником.
Наш город для вас собеседник? Как Калининград, как Кёнигсберг, или как городище Твангесте, одна из столиц уничтоженных тевтонскими рыцарями языческих прусских племен?
Я впервые приезжаю в Кенигсберг как самостоятельный артист и надеюсь оказаться интересным собеседником для всех трех его воплощений. Если он, конечно, захочет со мной разговаривать…
- Есть планы и время посетить у нас укрепления тевтонского ордена, Куршскую или Балтийские косы, какие-то другие достопримечательности?
Ну, конечно, посещу все, что успею!
- Судя по списку песен, большинство вещей с "Тонкой Игры" - не новинки. Почему же все-таки новую пластинку Вы называете альбомом, а не сборником?
Потому что сборник не записывают, а составляют из готовых треков. Этот альбом я записывал, причем довольно долго, примерно в течение года. Группа в записи не участвовала, я играл сам на всех инструментах. Песни, подобранные для этого альбома, объединены одной художественной идеей, поэтому сборником «Тонкую Игру» назвать никак нельзя.
- Есть ли планы на электрический альбом с песнями, которых мы еще не слышали?
Уже записан и готовится к выходу новый альбом «Электрических Партизан». Выход его пока затянулся из-за кризиса.
- В какую сторону вы хотите направить звучание «Электрических Партизан» после «Тонкой Игры»? С какими иностранными музыкантами хотите сотрудничать в записи? Почти уверен, что после Нюрнберга такое желание появилось?
В Нюрнберге был фолк-бардовский фестиваль, если я что-то еще буду делать в эту сторону, то не с Электрическими Партизанами. Сейчас мне бы хотелось добавить в звучание нашей группы тяжелой психоделики, типа того, что было в период альбома "Дождаться Годо". Недавно группа "АукцЫон" записала альбом с Марком Рибо - это один из моих любимых музыкантов, я бы с ним тоже записал что-нибудь. Но это дороговато для малоизвестной некоммерческой группы. "АукцЫон" могут себе это позволить, поскольку у них давно уже имя международного уровня.
- Сравнительно недавно вы отыграли сольную программу на крупном немецком фестивале "Bardentreffen". Насколько, по европейским меркам, популярно это мероприятие? (Число зрителей, внимание журналистов и т.п.)?
Огромное число зрителей. Три дня, семь сцен в самом центре города, 200 или 300 тысяч зрителей. Вход на все концерты бесплатный. Деньги берутся только за буклеты, диски, сувениры, ну и, конечно, за еду.
- Какие известные люди, или коллективы, выступали там в тот раз?
Хэдлайнерами на главной сцене в этом году были Джоан Арметрейдинг и «Ленинград Ковбойз». Джоан Арметрейдинг, видимо, считается по западным меркам кем-то вроде барда. В молодости у меня были записаны ее пара альбомов, было приятно послушать ее живьем, вряд ли она когда-нибудь приедет в Россию. «Ленинград Ковбойз» - финская группа, довольно веселая, но в музыкальном плане для меня не очень интересная. Мне очень понравились «Dazkarieh» - драйвовый фолк-рок из Португалии, и француженка Кристин - прикольная девушка-шансонье с кельтской арфой.
- Сколько раз и на каких площадках вы выступали?
Еще до фестиваля я сыграл в Нюрнберге камерный концерт для русской публики. В рамках же самого Бардентреффена я выступал, как и все другие артисты один раз. Моя площадка называлась "Двор с распятьем", это действительно так и есть, на стене висит огромное распятье, это двор бывшего монастыря, очень красивый. Эта концертная площадка была единственная чисто бардовская, не для групп, и единственная целиком оборудованная сидячими местами.
- Сколько, на глаз, людей вас приходило слушать?
Я, честно, затрудняюсь на глаз определить, даже по фотографиям не понимаю, сколько там было народа, но по крайней мере весь этот двор был заполнен слушателями и все диски мои раскупили еще пока я пел. Думаю, что там было не больше 500 человек.
- Как преодолели языковой барьер? (В Ваших песнях слова играют роль не меньшую, чем музыка).
Там было условие обязательно рассказывать о содержании песен на немецком или английском. Я не хотел объяснять в прозе о чем песни, тем более, что большинство моих песен таким образом пересказать почти невозможно, а просто перевел наиболее интересные, образные фрагменты и постарался сохранить поэтическое настроение. Мне помогло то, что когда-то я учился в английской школе и немного изучал английскую литературу. Перед каждой песней я читал небольшой фрагмент, буквально несколько строк. Эффект был потрясающим. Мне кажется, я никогда еще до этого не выступал перед такой внимательной и подготовленной аудиторией, хотя большинство из них слышали меня впервые.
- Пели песни (если "да", то какие) на немецком и английском?
Пел по-русски, поскольку последние лет 30 пишу песни только на русском. Одну, правда, спел по-испански, но это была не моя песня, а Карлоса Пуэбло - про Че Гевару.
- Среди слушателей было больше немцев или русских эмигрантов?
Русских было меньше половины. И некоторые из них, кажется, думали, что я буду петь песни ДДТ. Немцы, думаю, были более объективны в восприятии, поскольку были свободны от образа музыканта популярной группы - никто из них не слышал о ДДТ…
- Какого социального статуса были люди?
Ну, об этом трудно судить, я их не опрашивал. Поскольку было лето, и довольно жарко, и люди пешком болтались по городу в сандалиях и шортах с фестивальным буклетом в одной руке и банкой лимонада в другой - было трудно определить их социальный статус.
- Кроме как аплодисментами немцы как-то выражали свои эмоции по отношению к Вашим песням? (В Германии людей искусства принято приглашать домой, угощать…)
Поскольку большинство посетителей фестиваля съехались в Нюрнберг из разных городов, а то и стран, то им, вероятно, было бы трудно пригласить артиста домой. К тому же, зачем нам для этого немцы, когда у нас везде есть свои, русские?
- Когда после песни "Харакири" меня заинтересовало Ваше творчество, оказалось, что достать все альбомы в моем городе просто нельзя. Ситуация с распространением Вашей музыки с тех улучшилась ненамного. На какие уступки с шоу-бизнесом Вы готовы пойти, чтобы быть услышанным большей аудиторией?
На все уступки, на которые был готов, я уже в свое время пошел, а поскольку они, видимо, все равно были недостаточными и не дали никаких результатов, то теперь я не готов идти ни на какие. Альбомы можно купить на концертах «Электрических Партизан», на моих акустических выступлениях, на концертах группы «Разные Люди», с которой я сейчас сотрудничаю как музыкант, а также скачать на сайте electropartisan.ru. Теперь всю музыку можно распространять через Интернет, тем более таким независимым группам, как мы - это открытый путь к слушателям. В принципе, весь шоу-бизнес уже скоро накроется медным тазом, так что не надо идти ему на уступки, надо помогать его разваливать.
- Насколько важно для вас быть услышанным (и увиденным) массами?
Те, для кого в первую очередь важны массы, занимаются другими жанрами. Конечно, мы хотим быть услышанными, но мы отдаем себе отчет в том, что массы не готовы нас понять. В нашем подпольном деле мы руководствуемся в первую очередь своим собственным художественным вкусом, а не вкусом широкой публики.
- Правда ли то, что Вы два раза попадали в объективы камер M TV ? (В конце 80-х, в США, вместе с "ДДТ", и в последние годы, сольно, где-то в России). Если так, не могли бы Вы подробнее рассказать, в каком объеме были эти передачи? Отношение "эмтивишников" к андеграундному музыканту было, наверное, ближе к снисходительному, или нет?
Это я чего-то не понимаю, о чем речь. Какие еще камеры МТВ? В конце 80-х американский художник-авангардист Кен Терлбэк снимал фильм о русском роке с участием ДДТ, но к МТВ это имело мало отношения. Ну а про последние годы - возможно вопрос о тверском МТВ, которые делали репортаж с моего квартирника в Твери? Тверские журналисты совсем не пафосные и никакого там снисходительного отношения ко мне не было. Они даже переоделись в тапочки по просьбе хозяина квартиры. Репортаж в общем был прикольный!
- Как часто вообще вы попадаете в эфир?
Вообще не попадаем практически никогда. Раз в год на локальном телеканале можем промелькнуть. Это просто ничто в смысле приобретения популярности.
- Опишите, пожалуйста, ситуацию с рок-н-роллом на питерском ТВ.
Насколько она отличается от того, что происходит в Европе?
Вопрос непонятен. Во-первых, я не смотрю европейское телевидение. Во-вторых, я не смотрю наше телевидение. Если я хочу посмотреть рок-н-ролл, я включаю не телевизор, а другие приборы.
- Что Вы разделяете, а что нет, в идеологии питерских регионалистов (Шаву, Штепы и пр.)?
Они мне симпатичны, но слишком буржуазны, как мне кажется. Я уже отошел от либертарианства. Слишком компромиссны они для настоящих радикалов, хотя, возможно, их глокализация - это хитрый тактический ход?..
- Вы за административное, или за культурное отделение Ингерманландии от Москвы?
Почему это важно для вас лично? Ведь ваши предки защищали этот город как часть неделимой России…
Какой неделимой России? Тогда такого понятия не было. Был Советский Союз, а в него кроме России еще много чего входило. Защищали не город, а идеологию.
Конечно, я за административное отделение, какое культурное отделение может быть? В эпоху всеобщей коммуникации культурно отделить никого нельзя, да это и не нужно. Разделение культур способствует тому, чтобы человечество не развивалось духовно. А духовное развитие - главная задача цивилизации, иначе она обречена на гибель.
- Чем Вас не устраивает то, что Питер - вторая, а не первая, главная, столица России?
Откуда Вы такое взяли?! Я не считаю, что Петербург должен быть столицей России. Ни первой, ни пятой.
- Поддерживаете ли Вы идею частичного, или полного, отделения северной территории Восточной Пруссии (т.н. Калининградской области) от России?
Я поддерживаю идею отделения от империи любого региона в том случае, если он не примкнет к другой империи.
- Песня "Расскажи мне ветер" - ваш ответ Бобу Дилану?
Ни в коем случае не ответ, а скорее вопрос. Я был на его концерте в прошлом году - это великий артист. В 67 лет он поет полностью новую программу, за двухчасовой концерт только две старые песни! Совершенно мистический персонаж.
- Не знаете, что сказал БГ, когда услышал Ваши версии "Прекрасного дилетанта" и "Игры наверняка"?
Я вообще сомневаюсь, что он их слышал.
- Вы ходили на Марши Несогласных в Питере? Как относитесь к таким массовым акциям неповиновения?
Отношусь в общем положительно, но сам не ходил. Меня настораживают оппозиционные деятели, которые это все организуют. Они высказывают недовольство нынешним правительством, но сами рвутся к власти. Я - за безвластное общество.
- Как рок-музыкант в сегодняшней России, Вы намерены абстрагироваться от борьбы за права простых людей?
НЕ намерен.
- Что Вам ближе: питерский сепаратизм, анархизм-антиглобализм, или что-то иное? Почему?
Анархизм-антиглобализм - это для меня главное, а сепаратизм может быть разного толка. В Петербурге сепаратизм имеет несколько направлений, и не все из них мне близки. Я против государства вообще, против крупных империй - в первую очередь. Сепаратизм рассматриваю как шаг в борьбе с империализмом.
- Как Вы творчески реагировали (новые, или неожиданные, песни на концертах, что-то другое) на войну Осетии?
На войну в Осетии песнями я не реагировал, однако в августе принимал участие в большом рок-концерте "Рок за Свободу", который помимо прочего был направлен и против той войны. Там я сказал со сцены все, что я про это думаю, и про империи, и про сферы влияния в мировом господстве, и соответственно - про войну. Я сказал, что не считаю родиной бряцающую оружием империю.
- Мне приходилось видеть, как минимум, четыре книги об истории ДДТ. Почти во всех были расхождения. Расскажите, пожалуйста, как на самом деле вы познакомились с Шевчуком? Где его увидели (говорят, он выглядел как "митёк")? Кем на то время Вы работали, чем занимались?
По-моему, тогда все так выглядели. У меня тоже была тельняшка и шапка-ушанка. Как познакомился с ним - я не буду рассказывать, поскольку расцениваю этот вопрос как издевательство - я отвечал на него за последние 20 лет около миллиона раз.! Тогда, в 86 году, я работал электромонтером и очень хотел играть в действующей группе.
- Говорят, до ДДТ Вы не занимались сольным творчеством. Харизматичные люди, к числу которых относится лидер этой группы, почти всегда ревнуют своих соратников к проектам на стороне. В чем проявлялось это у Юрия Юлиановича?
Ну, кто это говорит, что не занимался творчеством? Я начал писать песни лет в 13-14. В 16 лет написал первую песню на русском языке, играл в группах еще в школьные годы и обычно был в них лидером. Я пел и играл на гитаре на сцене с 15 лет, записывал с друзьями подпольные альбомы. Но после службы в армии мне долго не удавалось собрать группу, которая выступала бы на концертах. Для меня это было и всегда остается важным - играть на сцене в живой группе. Поэтому я согласился на приглашение в ДДТ - я почувствовал, что здесь будет серьезное дело. К тому же я надеялся, что смогу стать соавтором Шевчука, смогу помочь ему писать песни более интересные в музыкальном плане.
За годы своего пребывания в ДДТ я участвовал в стольких "параллельных" проектах, что говорить о некоей ревности ЮЮ просто неуместно. Другое дело, что он мог в любой момент напомнить "о приоритетах", если этого требовали его интересы как лидера группы. У ДДТ бывали сложные времена, когда группа не играла по нескольку месяцев вообще, и было бы странно, если бы лидер запрещал музыкантам играть где-то еще.
- В 80-х группа была в "черных списках" у надзорных советских органов. Как, на конкретных ситуациях, это отражалось на работе коллектива, на психологическом климате в нем?
Собственно, когда я примкнул к ДДТ, эти времена уже практически прошли. В первые полгода нашей совместной деятельности я еще успел из-за этого вылететь с работы, а группа лишилась хорошей репетиционной базы, но это была уже агония старой системы. Все реальные сложности Шевчука с властями произошли еще до 85 года, до его переезда в Ленинград.
- ДДТ тех времен органы "винтили" прямо на сцене, или на квартирниках?
Нет, на сцене не винтили, концерты уфимского состава постоянно отменялись, и до сцены дело даже не доходило - им просто не давали выступать. Но я в те времена в ДДТ еще не играл, поэтому вопрос, вообще-то, не ко мне.
- У Шевчука, как у любого поэта, бывали срывы. Петр Мамонов рассказывал о том, что тогда он уезжал "к себе в деревню", и спасался типичным русским средством. Группа участвовала в том, чтобы вывести его из этого состояния? Это влияло на гастрольные, или студийные планы?
Должен Вас огорчить, но гастрольные и студийные планы группы никогда не срывались по причине пьянки лидера.
- В каких песнях ДДТ Вы участвовали как аранжировщик? До каких пределов, на конкретных случаях, если не сложно, позволялось предлагать свое видение звучания той или иной песни?
Руководитель группы может, конечно, принять или не принять предложение, но предлагать - как он может не позволить? В каких песнях я участвовал - это я не берусь перечислить. В мою бытность в ДДТ было записано, кажется, 10 альбомов - и мы все по возможности всегда предлагали что-то, и я в том числе. Иногда кто-то из музыкантов бывал более активен в этом смысле, иногда кто-то другой. Наибольшее мое участие как аранжировщика, пожалуй, было в альбомах «Любовь», «Мир Номер Ноль», затем в двух частях «Единочества». К альбому «Мир Номер Ноль» в группе не осталось уже ни Андрея Муратова, ни Андрея Васильева, а Никита Зайцев появлялся лишь эпизодически. Юра назначил меня кем-то вроде музыкального руководителя, хотя это, по большому счету, была фикция. Из того, что я предлагал, в дело шло процентов 10.
- Вот отрывок из известной книги питерского журналиста Нины Барановской "По дороге в Рай": "К Юре Шевчуку я отношусь с нежностью, но первое знакомство с его прославленным коллективом меня не порадовало." Далее она в красках описывает случаи, когда в совместных с "Алисой" и "Объектом Насмешек" гастролях "ДДТ" вели себя почти в духе "Sex Pistols" (могу привести цитаты): терроризировали водителя в автобусе, стюардесс в самолетах, и пожилых немецких туристов, напоминаниями о Сталинграде. Потом этот период (до 1995-го) назвали "пьяным". Что, по-Вашему, означает такое определение? Насколько оно справедливо?
«Пьяный период»? А кто это так назвал? Я про такое в первый раз слышу. А «Секс Пистолз», как известно, вели себя вызывающе только когда на них смотрели журналисты, а выезжая на автобусе из города, они утыкались носом в книжку.
- Насколько сильным было испытание первой славой? Какие случаи времен "пей-ешь-да-гуляй" стали лично для Вас показательными?
Не совсем понимаю, что за времена Вы имеете в виду. Когда группа ДДТ в середине 80-х собралась в Ленинграде, в состав вошли довольно взрослые музыканты, уже прошедшие всякого рода испытания, я там был самый молодой и попал сразу в поле действия иммунитета от славы - мне очень повезло в этом смысле.
- Как отнеслись Ваши родные к тому, что в начале 90-х Ваше лицо стали показывать по телевизору, ну и вообще к Вашей известности?
Они были рады, что я при деле в такие трудные времена. Многие продукты тогда были по талонам.
- Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях со съемок клипа "Любовь". Говорят, будто по замыслу Шевчука это должен был получиться целый фильм (песня тоже была длиннее?). Так ли это?
Что лично для Вас было новым в этой видеоработе?
Да, песня была 8 минут, потом ее урезали. Шевчук сам же и урезал. Режиссер очень расстроился, был уже почти снят длинный клип с волшебным сюжетом. То, что в результате попало в клип, сейчас можно назвать трейлером. Новым для меня? Я в клипе практически не участвовал.
- Запись альбома шла на ферме, в американской глубинке. Расскажите, пожалуйста, как вас туда угораздило?
Юра нашел деньги у каких-то спонсоров на запись нового альбома в Америке, вот мы и поехали.
- Насколько сильно вы были отрезаны от цивилизации?
Не сильно. Но нам ничего не нужно было, там на студии полный пансион. По воскресеньям, кажется, мы ездили на велосипедах в ближайший городок, только я не помню, как он назывался.
- Никита Зайцев гонял с деревенскими ребятами в футбол (такое пишут в книгах про "ДДТ"). А как развлекались в свободное время в американской глуши остальные? Вы, Шевчук, Доценко, Дядя Миша? Магазины-то, наверное, были далеко…
НУ ГДЕ ВЫ ЭТИ КНИГИ НАХОДИТЕ? НИКИТА НЕ ЕЗДИЛ В АМЕРИКУ НА ЗАПИСЬ АЛЬБОМА ЛЮБОВЬ, ДЯДЯ МИША ТОЖЕ!
Вы альбом-то слышали? Там нет ни скрипки, ни саксофона!
И вообще, мы там не развлекались, а работали в студии по 12 часов в день.
- На альбоме "Мир Номер Ноль" и видеоверсии была песня "Черно-белые танцы". В среде поклонников "ДДТ" говорили, что композиция напрямую связана с Зайцевым. Так ли это? Насколько сильно, особенно в ранние годы, в творчестве играли роль наркотики? Как группа переступила через это? Каким путем?
Путем гибели многих друзей.
- Как группа, и лично Вы, относились к информационной борьбе Шевчука с попсой?
Суть верна, средства не всегда хороши.
- Каково было отношение к его визитам в Чечню? Почему музыканты не поехали с ним?
То есть как это? Мы же всей группой ездили! Нам там даже медали дали.
- На концертах "Мир Номер Ноль" Шевчук залезал на высоченные металлоконструкции, под самый потолки дворца спорта. Это было отрепетировано? Вы не боялись, что он сорвется?
Боялись. Он специально тренировался, но мы все равно боялись. У нас пару раз бывали случаи, когда кто-то из техперсонала падал с конструкций. Правда, жертв не было.
- Какой концерт "ДДТ" запомнился Вам как самый удачный?
Я его ждал, но так и не дождался.
- Чем, по-Вашему, принципиально отличалась "ДДТ" от других групп русского рока?
А почему ДДТ должно принципиально отличаться?
- Состав музыкантов большой, у всех амбиции. Кто был "громоотводом" в конфликтных ситуациях?
Штатной должности громоотвода в группе нет. Никаких амбиций ни у кого в ДДТ не бывает. Когда возникают амбиции, человек просто уходит. Сам.
- В группе обсуждалась возможность включения Ваших песен в альбомы?
ЮЮ хотел включить мою песню про Дядю Мишу в «Единочество-2». Это был единственный случай. Правда, несколько моих песен, все же, вошли в концертный альбом «Город без Окон».
- Кто первый предложил Вам оставить, коллектив, где вы играли 17 лет?
Да никто мне не предлагал! Я просто не захотел там больше оставаться. Для всех это было неожиданностью.
- Какое событие повлияло на это решение?
Слишком много событий за 16 лет повлияли на это решение, чтобы я мог их перечислить.
- Вам предлагали вернуться?
Нет. Но мне предлагали что-то обсудить. Я отказался.
- Слова "мой бывший друг - неудавшийся ангел", да и вся эта песня, не посвящение "ДДТ" и Шевчуку персонально?
Нет, это обо мне. Вам не знакомо чувство, когда Вы сами с собой в разладе?..
Весна 2009